просмотров: 6687
Новости РГГУ, Российский гуманитарный университет

РГГУ расширяет связи на индийской земле

24-25 марта состоялся визит делегации РГГУ в Индию. В рамках визита в Университете имени Джавахарлала Неру (Дели) прошло обсуждение Меморандума о сотрудничестве или рамочного соглашения между двумя университетами. Представители обеих сторон подчеркнули необходимость развивать исследовательские программы в сфере магистратуры/аспирантуры и расширять связи в сфере научно-культурного обмена преподавательского состава, студентов, магистрантов и аспирантов.

DSC04689.JPG

На встрече присутствовали: проф. Сатиш Чандра Гаркоти (проректор по науке), проф. Арчана Упадхяя (директор департамента международных исследований), проф. Пхул Бадан (директор Центра исследований стран Центральной Азии и России), проф. Анурадха Ченной, проф. Аджай Патнаяк, проф. Санджай Пандей, Александр Щеголев (заместитель Торгового представителя России в Индии), д-р Вероника Усачева (представитель «Российской газеты» в Индии), д-р К.Б. Уша, д-р Раджан Кумар, д-р Прити Дас, Александр Столяров (директор Международного учебно-научного центра изучения Южной Азии РГГУ), Индира Газиева (преподаватель хинди РГГУ).

DSC04634.JPG

В университете АМИТИ (Гургаон) 25 апреля прошел семинар, посвященный 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Индией. Организаторами семинара стали проф. Ашок Тику (директор школы иностранных языков и Центра исследований стран БРИКС) и преподаватели русского языка - Субхаш Кумар, Падмеш Падмакар, Сударшан Раджа.

DSC04618.JPG

С приветственной речью к участникам семинара обратились проф. П.Б. Шарма (ректор университета АМИТИ), проф. Падмакали Банерджи (проректор по научному сотрудничеству, директор Школы бизнеса), проф. Мадж Ген Сухадж (проректор), проф. Гунджан Санджив (проректор по международному сотрудничеству).

В свою очередь, директор Международного учебно-научного центра изучения Южной Азии РГГУ Александр Столяров выступил с докладом «История дипломатических отношений между Россией и Индией».

DSC04736.JPG

Проф. Нилакши Сурьянараян, заведующая кафедрой славянских и финно-угорских исследований Делийского университета, выступила с докладом «Перспективы развития дипломатических отношений между Россией и Индией».

DSC04624.JPG

Об актуальных направлениях развития торгового сотрудничества с Индией рассказал заместитель Торгового представителя России в Индии Александр Щеголев.

DSC04660.JPG

Д-р Шив Шакти Бакши, редактор журнала Индийской народной партии, сделал доклад о общеиндийском проекте «Сделано в Индии» и отметил, что сотрудничество с российскими университетами является приоритетным направлением правительства Индии.

В ходе работы круглого стола ректор АМИТИ университета проф. Р.П. Шарма поставил свою подпись в Меморандуме о взаимопонимании между РГГУ и университетом АМИТИ, который также был подписан ректором РГГУ проф. Е.Н. Ивахненко.

DSC04748.JPG

По окончании круглого стола студенты Школы иностранных языков под руководством преподавателей русского языка прочли по-русски стихи и исполнили песни.

DSC04805.JPG


День открытых дверей в РГГУ

В воскресенье 23 апреля в РГГУ состоялся очередной День открытых дверей. Центральная аудитория, в которой в этот день традиционно собираются абитуриенты и их родители, была переполнена, прямая трансляция шла еще в нескольких аудиториях.

IMG_0066.jpg

IMG_0089.jpg

Встречу открыл первый проректор-проректор по учебной работе, директор Историко-архивного института А.Б. Безбородов, в настоящее время исполняющий обязанности ректора. Он рассказал о перспективах, которые ожидают студентов и выпускников РГГУ.

IMG_0057.jpg

«Такое количество абитуриентов для нас не новость, - отметил Александр Борисович. - Это, безусловно, очень хорошая традиция. Российский государственный гуманитарный университет имеет высокие конкурсы по всем направлениям социальных и гуманитарных наук. РГГУ осуществляет набор по этим направлениям каждый год на протяжении уже нескольких десятилетий. Те методики, которые мы наработали, те творческие коллективы, которые сложились за долгое время, продолжают действовать и в ближайшие годы будут в дополнительном объеме раскрывать свое мастерство, будут работать со студентами, поступившими в наш университет в 2017-м году.

IMG_0045.jpg

IMG_0043.jpg

Сегодня труд вузовского преподавателя очень нелёгок. Высшая школа переживает череду ответственных реформ и трансформаций. Если вуз не соответствует сегодняшним очень высоким требованиям общества и государства, он просто уходит с рынка. Поэтому борьба за качество образования, за своего абитуриента, работа в его пользу – это наши приоритеты. Эти приоритеты были всегда, и в стратегическом плане они сохранятся на долгие годы вперед.

IMG_0137.jpg

IMG_0143.jpg

Мы располагаемся в целом ряде зданий в центре Москвы, отдельный институт находится на Кировоградской улице. Основой университета при его создании был Историко-архивный институт, который находится на Никольской улице и тоже осуществляет набор. Сохранены несколько филиалов, они очень действенные и дают качественное образование. Конкурс на международные направления и специальности иногда приобретает ажиотажный характер. Вуз может этим гордиться. Основы крепких международных связей заложены давно, здесь мы многим обязаны президенту РГГУ Ефиму Иосифовичу Пивовару. И связи с европейскими вузами, и двойные дипломы очень интересуют наших абитуриентов, причем этот интерес вполне естественен не только для молодых юношей и девушек, но и для их родителей. Безусловно, нашему университету есть, что предложить в этом плане». 

IMG_0151.jpg

IMG_0039.jpg

Пожелав молодым людям успехов на экзаменах, Александр Борисович передал слово президенту РГГУ Е.И. Пивовару. «Традиционно РГГУ занимает очень высокие позиции по количеству заявлений на место, - сообщил Ефим Иосифович. – Некоторые программы у нас всегда доминировали, и я не сомневаюсь, что в этом году значительная часть абитуриентов тоже решит поступать на данные направления. Хотел бы сказать, что вы пришли в вуз, который имеет уникальные традиции. В статусе гуманитарного университета РГГУ действует уже больше четверти века, но он имеет очень долгую историю.

IMG_0072.jpg

В этом здании, в Центральной аудитории занятия начались 105 лет назад, в 1912 году, в рамках Московского народного университета имени Альфонса Шанявского. Этот зал помнит не только стены и балкон, которые сохранились с того времени практически в первозданном виде, он помнит годы Серебряного века нашего образования и науки в целом. В этих стенах учились или учили великие российские ученые, видные представители науки и образования. Здесь учился психолог Лев Выготский, Сергей Есенин, Анастасия Цветаева, здесь преподавал Кольцов, Тимирязев, масса специалистов в области естественных наук, знаковые фигуры, в честь которых были названы наши аудитории. Например, эта аудитория была названа когда-то в честь Сергея Муромцева – председателя Первой Государственной думы, юриста по образованию. В память о нем мы ежегодно проводим Муромцевские чтения.

IMG_0059.jpg

IMG_0055.jpg

Корни, которые питают университет, зародились в Историко-архивном институте в 1930-м году, но еще в конце 17-го века там же была создана Славяно-греко-латинская академия, в которой учился Михаил Ломоносов. Наш университет имеет, так сказать, намоленное пространство. Он уникален тем, что здесь представлены практически все существующие программы гуманитарного знания. Мы предлагаем около сорока программ бакалавриата и почти сто программ магистратуры по гуманитарным направлениям, а также по направлениям на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания, как, например, информатика, защита информации. Кроме того, есть и огромный блок прикладных гуманитарных наук, которые, с одной стороны, лежат в области образовательной практики, с другой стороны, являются практикоориентированными. Таких направлений – огромный блок: это реклама, управление персоналом, документоведение, это всё, что связано с арт-дизайном, журналистика, масс-медиа и т.д. Кроме того, здесь представлено все фундаментальное гуманитарное знание: история, филология, лингвистика, право, экономика, социология, политология, культурология и многое другое. Каждый выбирает то, что ему хотелось бы выбрать.

IMG_0149.jpg

IMG_0119.jpg

Я хочу пожелать вам, во-первых, удачи. Во-вторых, - получить лучшие баллы по ЕГЭ, который вам еще предстоит сдавать. В-третьих, - сделать правильный выбор, попасть в то направление, в ту программу, которая вам ближе по душе, в которой вы сможете наилучшим образом проявить свои возможности, свои способности. И, конечно, хочу пожелать, чтобы вы нашли еще и тех преподавателей, которые поведут вас по жизни, станут для вас Учителями с большой буквы. Успехов, удачи вам и победы!».

IMG_0034.jpg

IMG_0146.jpg

В свою очередь, ответственный секретарь Приемной комиссии РГГУ А.Г. Катаева подробно рассказала о правилах приема в РГГУ, о дополнительных вступительных испытаниях на различные учебные направления и предлагаемых направлениях подготовки. Далее состоялись встречи с деканами факультетов и руководителями образовательных программ, где были даны ответы на все актуальные вопросы.

IMG_0100.jpg

Следующий День открытых дверей состоится в РГГУ 14 мая 2017 года. Добро пожаловать!

IMG_0054.jpg

IMG_0165.jpg

IMG_0162.jpg

IMG_0018.jpg

IMG_0111.jpg

IMG_0028.jpg


Кафедра маркетинга и рекламы РГГУ - лауреат рейтинга кафедр российских вузов, готовящих специалистов в сфере рекламы и смежных специальностей

15 апреля 2017 подведены итоги отраслевого исследования «Рейтинг кафедр российских вузов, готовящих специалистов в сфере рекламы и смежных специальностей». Кафедра маркетинга и рекламы факультета управления Института экономики, управления и права РГГУ в очередной раз стала лауреатом этого рейтинга.

IMG_3481.JPG

Рейтинг - это масштабное исследование, которое ежегодно проводится Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), самой авторитетной организацией на рынке медиа, рекламы, связей с общественностью и маркетинговых услуг. Надо отметить, что в Российской Федерации свыше  240 вузов имеют общеобразовательные программы по направлению «Реклама и связи с общественностью», причем в некоторых вузах имеется несколько образовательных программ данного направления на разных факультетах и кафедрах. Исследование включает в себя оценку научной деятельности ППС кафедры, активность студентов в творческих конкурсах, успешность выпускников, связь с практикой и профессиональную аккредитацию ее образовательных программ (различных форм).

Диплом лауреата заведующему кафедрой д.э.н. Абаеву А.Л. был вручен на пленарном заседании ХХI Международной Конференции заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных специальностей вице-президентом АКАР д.фил.н. проф. Евстафьевым В.А.

Кафедра благодарит всех коллег и наших студентов за совместные усилия в достижении вершин профессионального признания!

АКАР.jpg


День карьеры РГГУ 2017

18 апреля 2017 года в РГГУ состоялся День карьеры. В нем приняли участие 16 компаний-работодателей: Управление госслужбы и кадров Правительства Москвы, Компания EY, Кидзания, компания ГК HENDERSON, Центр занятости молодежи, Star Travel, компания Castorama, Федеральное казначейство, крупнейшая мировая дистрибьюторская группа INDITEX, FREEWORK, АНКОР, EF English First, Росгосстрах, газета «Ведомости» и Справочник карьериста, Rabota.ru, программа Учитель для России, Ассоциация частных агентств занятости и наш главный партнер CAREER.RU.

IMG_2945.JPG

На стендовой сессии компаний-участников студенты имели возможность пообщаться с менеджерами по персоналу, получить информацию о стажировках, возможности прохождения практики и трудоустройстве, заполнить анкеты или оставить свое резюме.

IMG_2842.JPG

На стенде Службы содействия занятости студентов и выпускников РГГУ студенты изучали вакансии от других компаний, получали полезную литературу по поиску работы и построению карьеры.

IMG_2929.jpg

Любой желающий мог принять участие в розыгрыше забавных и практичных сувениров от компаний-работодателей.

IMG_3220.jpg

В рамках программы Дня карьеры был проведен ряд мастер-классов.

IMG_3091.JPG

От Ассоциации частных агентств занятости выступила руководитель отдела по предоставлению временного персонала компании Adecco Group Мария Костюченко с мастер-классом «Успешное резюме». Студенты узнали о структуре построения резюме, о том, что следует указывать в резюме, зачем нужно сопроводительное письмо и как правильно его написать.

IMG_3106.JPG

Мастер-класс от компании EF на тему «Как успешно пройти интервью на английском языке» проводил преподаватель английского языка родом из Техаса Bill McMains. Прежде, чем с головой уйти в преподавание английского, Билл работал консультантом одной из крупных рекрутинговых компаний. Он знает, как быть успешным на интервью, и он с радостью передал свой опыт ребятам, пришедшим на мастер-класс. Билл рассказал как подготовиться к интервью, как победить волнение и получить работу свой мечты. Также он поделился знаниями о кросс-культурных недопониманиях, дополнив рассказ интересными примерами из собственной жизни.

IMG_2793.jpg

Завершил серию мастер-классов Сергей Мокиенко, руководитель отдела по набору персонала Департамента по работе с персоналом компании ГК HENDERSON-РОССИЯ. Мастер-класс был посвящен систематизации бизнес-процессов в крупной российской компании. Студенты выполнили небольшой кейс и узнали много интересных фактов об управлении компанией.

IMG_2871.jpg

Спасибо всем участникам Дня карьеры РГГУ! До скорых встреч!

По материалам Службы содействия занятости студентов и выпускников.

IMG_2729.jpg

IMG_2865.JPG

IMG_2893.JPG

IMG_2917.JPG

IMG_2965.jpg

IMG_3041.jpg

IMG_3070.JPG

IMG_3080.JPG

IMG_3127.JPG

IMG_3145.JPG

IMG_3154.jpg

IMG_3160.JPG

IMG_3167.JPG

IMG_3173.jpg

IMG_3193.JPG

IMG_3242.jpg

IMG_3252.JPG

IMG_3300.JPG

IMG_3314.JPG


Продолжается регистрация на Всероссийский молодёжный образовательный форум «Таврида»

tavrida.jpg

«Найти своих» – именно под таким девизом более 3 000 талантливых молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет в 2017 году примут участие в Форуме: архитекторы, дизайнеры и урбанисты, художники, скульпторы и искусствоведы, писатели, поэты, критики, композиторы, музыканты и хореографы, преподаватели истории, режиссеры, продюсеры, актеры, журналисты. Впервые площадка откроет двери для библиотекарей, мультипликаторов и сотрудников музеев.

Участников ждут нововведения как в форматах работы на площадке, так и в возможностях проявить свой талант. Приоритетным направлением Форума остается работа над практическими кейсами под руководством выдающихся мастеров.

Образовательная программа каждой смены разрабатывается совместно с профильными партнерскими организациями, вузами и профессиональными экспертными сообществами. При ее составлении планируется учесть широкий круг аспектов, направленных на развитие творческого потенциала молодежи: общение с почетными гостями и мастер-классы с ведущими экспертами дадут возможность молодым людям перенять их бесценный опыт, а лекции, круглые столы, дебаты и презентации проектов усовершенствуют уже имеющиеся навыки.

Традиционно на площадке будет действовать «Конвейер проектов»: участники публично представят свои социально значимые идеи перед коллегами и экспертами. Важно, что в 2017 году планируется оказать грантовую поддержку более 100 лучшим инициативам.

Организаторами Форума выступают Федеральное агентство по делам молодежи и Роспатриотцентр. Партнер Форума – Московский государственный институт культуры.

Напомним, в 2016 году «Таврида» стала местом встречи для 3 000 молодых профессионалов со всей России. В рамках форума с участниками встретился  Президент Российской Федерации Владимир Путин. Он подчеркнул, что «Форум «Таврида», Крым должны быть хорошей колыбелью для новых поколений наших писателей, поэтов, кинематографистов».

Как зарегистрироваться на форум «Таврида»?

Шаг 1. Чтобы принять участие в Форуме необходимо зарегистрироваться в автоматизированной информационной системе «Молодежь России», перейти к регистрации можно также через сайт форумтаврида.рф.

Шаг 2. Качественно заполнить все графы анкеты. После подтверждения регистрации в системе, подать заявку на форум в разделе «Мероприятия». Если вы не видите форум «Таврида» в списке мероприятий, вернитесь в раздел «редактировать профиль», выберите вкладку «Деятельность», заполните направления деятельности и сохранитесь. После чего перейдите в раздел «Мероприятия»

Шаг 3. Так как регистрация на форум закрыта 15 мая и есть возможность до 1 июля подать в заявку в резерв, то Вам необходимо зайти в раздел «Документы» группы «Вконтакте» или сайта форумтаврида.рф и скачать оттуда задания + инструкцию по отправке.  Выполнить задание в наиболее короткие сроки и отправить на указанный в инструкции адрес. Обратите внимание, что адреса отправки заданий на 1-6 смены и на 7 смену отличаются. Связано это с тем, что регистрация в основной поток 7 смены еще открыта.

Шаг 4. Ждать ответа с решением отборочной комиссии на электронную почту.

Заявки на первые три смены принимаются до 1 мая, на следующие три смены – до 15 мая. В эти сроки будет закончен основной набор. Однако набор в резерв будет продолжен вплоть до начала форума.

Презентация Форума

Справка о Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида»



Круглый стол «Гуманитарий сегодня и завтра»

11 апреля 2017 года в школе № 2095 «Покровский квартал» состоялся круглый стол «Гуманитарий сегодня и завтра», организованный при поддержке Института дополнительного образования РГГУ. В круглом столе приняли участие профессора и преподаватели нашего университета, школьники 8-11 классов и их родители. 

DSC_0018.JPG

Старшеклассники получили возможность пообщаться с выдающимися учеными с мировым именем, а также со специалистами, успешно реализовавшими себя в гуманитарной сфере: политологами, историками, журналистами, юристами, психологами, социологами, искусствоведами. Они рассказали, какие перспективы открывает гуманитарное образование, какие гуманитарные специальности нужны сегодня России и какие из них пользуются популярностью среди молодежи.

Модератором круглого стола стала заслуженный профессор РГГУ, специалист по вопросам международных отношений в Западной Европе XII – XV вв., политической истории Англии и Франции, автор книг, ведущий и участник теле- и радиопередач по истории Н.И. Басовская. Обращаясь к школьникам с приветственным словом, Наталия Ивановна провела краткий экскурс в историю РГГУ.

DSC_1101.JPG

«Российский государственный гуманитарный университет – первый специальный гуманитарный университет в постсоветской России. До того гуманитарные факультеты бывали только в недрах университетов, называвшихся классическими. Многие подражали и подражают нашему начинанию. Но мы первые. РГГУ расположен на Миусской площади и  на улице Чаянова, это городок, кампус. Мы находимся в помещении заведения, столь же уникального, как ваша школа. Это здание университета, созданного удивительными людьми, прежде всего, Альфонсом Леоновичем Шанявским, и названного его именем еще до Революции. Шанявский и его жена имели дело с золотопромышленностью, и они отдали огромный капитал на развитие образования в России. Мы считаем себя приемниками и продолжателями их дела и с почтением и восхищением относимся к таким людям.

В наше отнюдь не простое время научно-техническая революция вытесняет все гуманитарное. Она такая броская, она такая яркая, нажал кнопку – и весь мир, мир интернета, к твоим услугам. А мы все еще говорим: "Познай самого себя". История, филология, лингвистика, психология и целый комплекс, гуманитарных наук – это самопознание человечества. Это труднее, чем познать Арктику, даже труднее, чем понять смысл шутки о космических кораблях, которые "бороздят просторы Большого театра". Сегодня мы хотим передать вам свое ощущение места вот этого гуманитарного, хрупкого знания в современном мире.

Гуманитарное знание кажется легким. Там нет математики, нет сопромата, не надо решать сложнейшие уравнения, а значит, все просто. Но возьмите и измените интонацию. В гуманитарных науках нет и не может быть специального эксперимента, он бывает только стихийный и часто трагический. Например, построить социализм в отдельно взятой стране – это опыт на себе. А вот провести эксперимент на мышках? Не соображают гуманитарии в этом. Собачек жалко. Нет формул строгих, таких, как математика. Возьмем какое-то явление жизни, допустим, растущую сложность взаимоотношений исламского мира и мира европейской цивилизации. Излагаем в виде формулы "А" плюс "Б", скобка – фигурная, квадратная, круглая – равняется. Ответ – невозможно. Надо искать другие ответы.

Гуманитаристика сложнее многих других видов знаний. Но и ответственность ее перед человечеством тоже огромная. В эпоху Средневековья, исследованию которой я отдала много лет жизни, люди жили в ощущении возможности близкого конца света, даже сроки назначались. А мы? Он у нас еще ближе. Кто-то нажмет кнопку – конец света пришел. И для того, чтобы это предотвратить, не помогут технические средства, люди должны меняться. А комплекс наших наук занят изменением человечества. Итак, это первый тезис.

Второй тезис – "А для чего вы, гуманитарии, нужны"? Вы не даете стране угля, как говорили в советское время, для строительства коммунизма вы бесполезны. Насколько сложно гуманитарное знание и для чего оно необходимо современному миру? Часто включается прагматизм, молодежь уверяют, что гуманитарии мало зарабатывают. Но я знаю гуманитариев, выпускников РГГУ, которые в самых строгих современных фирмах становились ведущими аналитиками, и с ними считались. Потому что гуманитарное образование приспосабливает мозг к готовности перестроиться, воспринять новое знание, делает его гибким и восприимчивым. Имея фундаментальную гуманитарную основу, к ней можно пристроить, добавить профессиональные знания из самых разных областей, в том числе и приносящих очень хороший заработок».

DSC_1146.JPG

В рамках круглого стола перед школьниками выступили доктор экономических наук, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы ИЭУП РГГУ А.Л. Абаев, профессор, директор Института массмедиа РГГУ, заведующий кафедрой журналистики Н.К. Сванидзе, доктор исторических наук, заслуженный профессор РГГУ, декан факультета истории, политологии и права, заведующий кафедрой культуры, мира и демократии, заведующий кафедрой истории России Нового времени РГГУ А.П. Логунов, доктор филологических наук,  заслуженный профессор РГГУ, главный редактор журнала «Новый филологический вестник» В.И. Тюпа, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государственных учреждений и общественных факультета документоведения и технотронных архивов М.А. Андреев, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и юридической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского М.О. Соболева, доктор экономических наук, профессор, проректор по непрерывному образованию РГГУ Н.И. Архипова.

А.Л. Абаев в своем выступлении развил тему перспектив гуманитарного знания в современном мире. «Я – заведующий кафедрой маркетинга и рекламы, и рассматриваю гуманитарное знание в некотором прикладном, практическом смысле,  - отметил Алан Лазаревич. – Мне кажется, что перспектива развития человечества – это экономика знаний, в центре которой стоит человек, продуцирующий это знание. И вся история цивилизации идет к тому, что с каждым шагом человечество преодолевает очередной барьер к тому, чтобы стать максимально гуманным, к тому, чтобы в центре развития общества стал человек как самая главная ценность. Гуманитарное знание движется к тому, что человек постепенно становится центром как экономики, так и общества. Люди, которые говорят, что гуманитарные знания сегодня менее важны, чем некие точные науки,  не правы. Гуманитарные знания крайне важны для понимания того, что происходит сегодня в обществе.

DSC_1113.JPG

Мы живем в очень интересную эпоху, эпоху не то чтобы революционных изменений, но очень серьезных перемен, которые затрагивают все человечество. А глобализация привела к тому, что затронутое в одной стране мгновенно отражается во всех странах мира. Так вот, гуманитарный подход позволяет объединять народы с точки зрения движения к единому знаменателю, а именно к тому, что человек становится главной единицей развития общества и экономики. Поэтому очень важно понимать, что из себя представляет гуманитарное знание, как в этом знании быть профессионалом и что можно сделать для того, чтобы человечество стало хотя бы на один грамм или один сантиметр лучше. Мне кажется, что это сегодня не только важно, но чрезвычайно актуально и перспективно, тем более, для молодого поколения. Умение быть специалистом гуманитарного знания позволяет быть интегрированным в общечеловеческое гуманитарное развитие, потому что, еще раз повторяюсь, большинство стран движется именно в сторону гуманизации и постановки человека в центр развития любого общества».

В свою очередь, Н.К. Сванидзе привел исторические параллели с Древним миром. «Со времен Шумера и Аккада, не говоря уже о герцогине Алиеноре Аквитанской, мало что изменилось. То есть, можно проследить чисто внешние различия – что люди надевали, как себя вели, - а принципиально не изменилось ничего. Отношения между людьми, между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми не изменились, чувство юмора не изменилось, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, базово не изменилось за всю историю человечества. Почитайте библию, очень рекомендую. Причем, если Евангелие – это история Христа, то Ветхий Завет – это история еврейского народа, история, я бы сказал, Древного мира. Человек такой же, как был, мозг не стал больше. Знаете, это удивительно.

DSC_1114.JPG

Слово "гуманитарий" происходит от слова "хомо", а "хомо" по латыни – человек. Это знание о человеке, и надо сказать, что мы в этом смысле в привилегированном положении. Технические науки все больше специализируются на точном знании, потому что объем открытий там колоссален и даже теоретический физик не может знать всю теоретическую физику, математик не может знать всю математику. Но крупные гуманитарные ученые представляют себе историю в общем, в значительном объеме. Гуманитарные науки развивают логическое мышление не менее сильно, чем та же теоретическая физика или математика. Гуманитарий может забыть, что Куликовская битва была в 1380-ом году, но он должен представлять себе, что этому предшествовало и что за этим последовало, должен отслеживать причинно-следственную связь. Вот это называют мышлением. На мой взгляд, это наш плюс.

Есть и минусы. В советское время представители точных наук были нужны, потому что они укрепляли обороноспособность страны, а представители гуманитарных наук были нужны, потому что они работали над идеологией. Это был передовой идеологический фронт, поскольку война, в частности, холодная война, шла по двум уровням. Один уровень – чисто материальный, страны мерились боеголовками. Второй уровень – идеологический. И для того, чтобы этим самым меряться, нужны были гуманитарии. Сейчас вроде бы нет двух лагерей, лагеря социализма и лагеря капитализма. Да, национальные интересы различны у разных стран, но это не идеологическое противостояние. Встает вопрос: "Зачем вы тогда, ребята, нужны? И за что вам деньги платят?". Это проблема.

Мы вас здесь уговариваем и убеждаем, насколько интересна гуманитарная профессия. Я не уверен, что это следует делать. Но, тем не менее, я хочу, чтобы вы знали, что гуманитарии – это не пустые люди, которые говорят общие слова и ничего толком конкретно не знают. Большую часть в высшем эшелоне российской власти составляют люди с гуманитарным образованием, начиная с нашего президента Владимира Владимировича Путина, - он, как известно, юрист, закончил юрфак Ленинградского тогда еще университета.

Гуманитарная область обогащает мозги, она прививает культуру мысли, она помогает лучше оценивать других людей, их поступки, помогает осознать, что человечество родилось не сегодня утром, что до нас были другие поколения и мы можем сравнивать то, что происходит сейчас, с тем, что происходило столетия назад. И таким образом иногда можем дать прогноз. Это дает филология, это дает философия. В книжках все сказано про дружбу, про честь, про патриотизм, про отношение к женщине, про отношение к воинскому долгу. Тебе 17 лет, а ты уже понимаешь человека, как взрослый. На мой взгляд, это очень красиво, это очень ценно, это очень важно. И это, в конечном счете, конвертируется в деньги, если такая цель будет стоять».

А.П. Логунов поделился собственным видением перспектив гуманитарного знания. «Интересно прежде всего тем, что это самое динамичное, самое быстро обновляемое, самое эффективное  знание, - отметил Александр Петрович. – Для меня отношения мужчин и женщин в начале 21 века – это совсем не отношения мужчин и женщин в середине 20 века и уж тем более в 19 веке. Каждое поколение приносит свои вызовы. Элементарный пример: в середине 20 века средний возраст брака в Европе составлял 23-25 лет, сейчас - 29 и 31. И что такое сегодняшняя семья? Отношения между людьми не изменилась, но наше отношение меняется ко всему. И изучением этого занимается гуманитарная наука.

DSC_1122.JPG

Если говорить про востребованность или невостребованность гуманитарного знания в современных условиях, следует учитывать разные группы востребованности. В последнее время исследователи много пишут о феномене исторической памяти, от Нагорного Карабаха до сирийского конфликта. Первыми в бой вступает не армия, первыми в бой вступают историки, доказывая, показывая, убеждая, в правах, преимуществах той или иной стороны. Иногда это конъюнктура, иногда конъюнктура чистейшей воды. Но это не просто конъюнктура.

Сегодня востребован исторический анализ, причем анализ вполне прикладных вещей, сегодня требуются исторические экспертизы, как и гуманитарная экспертиза в целом. Слава богу, пережив  сильные  катастрофы, мы научились при строительстве зданий проводить экологическую экспертизу, но мы еще не умеем проводить гуманитарную экспертизу. В Липецке строится механический завод, туда приедет дополнительно почти 15 000 человек, с семьями, с детьми, со своими обычаями, со своими традициями, со своим умением жить. А к этому готово местное население? Как они будут адаптироваться? И кто проведет эту экспертизу? Гуманитарии. Вот вам востребованность гуманитарной экспертизы, вот вам востребованность исторической экспертизы.

Важную роль играет интернет. Исторический интернет - это уже особая империя. Как работать? Как готовить тексты? А историческая журналистика, историческая публицистика, очень хорошо продаваемая в России, - как к этому готовить? Я очень горжусь, что в нашем университете, на нашем факультете первая в Европе диссертация по историческим компьютерным играм была защищена историком. Он теперь очень успешен в сфере компьютерных игр, неплохо зарабатывает и все прочее, но это новый тип знаний.

В этом смысле наш университет прекрасен, я в нем работаю, в нем живу, это очень важная часть моей жизни. В РГГУ создана уникальная среда, сама культура общения и взаимодействия очень гуманистическая. Прошло время моно факультетов, моно специальностей. Моно уже ушло, уже даже стерео ушло, как вы знаете. В университете звучит многоголосие, не какафония, а полифония, привычка  прислушиваться к мнению коллег, вместе изобретать новые направления междисциплинарности. Это позволяет взаимодействовать, в хорошем смысле конкурировать и постоянно развиваться».

В.И. Тюпа обратил внимание аудитории на то, что современный гуманитарий – хранитель культуры. «Это жутко ответственное дело. Мы существуем в парадоксальный период истории. С одной стороны, идет мощный процесс глобализации, и интернет – это один из главных инструментов. А с другой стороны, идет не менее мощный процесс геополитических междоусобиц. В средние века подобные междоусобицы происходили в пределах одного народа, а сейчас – всего человечества. И в этой ситуации каждая культура оказывается между двух огней: в попытке сохранить свою социокультурную идентичность, не потерять, не растратить, не раствориться, как кусок сахара в чае, иногда наступает социокультурная самоизоляция. Все процессы угасают и культура умирает. Проложить дорожку между тем и другим – одна из главных задач гуманитаристики. 

DSC_1200.JPG

Я представляю филологов. Кто такой филолог?  Филолог – это профессиональный читатель, тот, кто должен сохранять культуру художественного восприятия и делиться ей с другими. Не все знают, не все задумываются о том, что художественный текст – это очень сложное, многослойное явление. Узнал, кто кого убил или кто за кого замуж вышел, и думаешь, что прочитал роман. На самом деле, это очень поверхностный слой. Этих слоев много-много. Профессиональный читатель умеет ощущать вкус каждой фразы, скажем так, каждой детали, которая перекликается с другой деталью и создает вот единое целое. Вспомним "Анну Каренину", о которой Толстой говорил: "Мной руководила потребность в сцеплениях". Вот возвращается Анна Каренина из Москвы в Петербург, у нее красная сумочка, из которой она роман достает, а когда она бросается под поезд, она пытается освободиться от этой самой красной сумочки, - и вот сцепление, которое связало эти две сцены. И их нужно читателю осмыслить.

Кто-нибудь спросит, а в общем-то зачем это надо? Ну, получаешь ты удовольствие от очень сложно устроенных текстов, какой это может иметь смысл для других? Во-первых, я очень люблю вспоминать мысль отца синергетики Ильи Пригожина. Он уважал филологов и рассуждал о том, что произведение искусства, особенно литературы, несет в себе целый  мир. Физики изучают такие объекты, химики, биологи. А произведение искусства – это целый мир, значит, предмет литературоведческого, филологического изучения – это сверхсложный объект. Нам нужно учиться у филологов-аналитиков тому, как изучать сверхсложные объекты.

С другой стороны, художественная литература по тонкости, по многозначности – это высшая форма речевой культуры, речевой деятельности народа. И то, что извлекается при анализе художественных произведений, чрезвычайно важно для коммуникативистики. Это кровеносная система гуманитаристики. Цитируя Бахтина, "вся жизнь человеческая, внешняя и внутренняя, есть общение". Сейчас это действительно открылось, осозналось. И общение посредством искусства – это самый тонкий, сложный способ общения, очень помогающий при изучении самых разных коммуникативных ситуаций».

М.А. Андреев начал свою речь с проблем, стоящих перед гуманитарным знанием. «Одна из ключевых проблем заключается в том, что гуманитарий чистой воды – это, наверное, утопия, миф. Гуманитарная стезя дает нам богатый широкий фундамент, основу для того, чтобы мы выкладывали сами, ввиду своих интересов, амбиций, карьерных возможностей, ту надстройку, которую пожелаем, которая нам иногда попадется, подвернется, которую иногда посоветуют. В общем-то за счет этого фундамента  мы и будем зарабатывать , потому что основная работа – работа интеллектуальная, работа головой, нашими серыми клеточками мозга. Более того, гуманитарная стезя изменяется, она синтезирует многие науки, многие профессиональные качества.

DSC_1129.JPG

Я хотел бы ответить на вопрос, за что платить гуманитарию. За профессиональную работу. И я хотел бы дополнить этот тезис на примере тех интересных, но не столь разрекламированных программ, которые преподаются на моем факультете, факультете документоведения и технотронных архивов РГГУ. У нас есть интересное направление подготовки - архивоведение и документоведение. По поводу него существует много мифов. Например, архивоведение считается уделом серых крысок, которые копаются в подвалах, раскапывают что-то и хранят. А в действительности это отнюдь не серые крысы, это профессионалы, которые есть во всех крупных корпорациях, холдингах, коммерческих структурах. Это начальники архивных отделов, начальники государственных ведомственных учреждений. И в их профессиональных качествах вплетено не только гуманитарное знание, не только любовь к истории, не только исследования, но и огромное количество других наук. 

Это изучение электронных технологий в области архивного дела, это изучение технологий архитектуры зданий, потому что нужно знать, как строить, как формировать архивы и как их правильно хранить. Это и знания биологии, потому что нужно знать, как хранить те или иные материалы  отделов, как и из-за чего они портятся и как это предотвратить. Ну и высокий уровень публичности, потому что, несмотря на наше угрюмое, хранящее все и не впускающее никого прошлое, несмотря на то, что архивы у нас до сих пор считаются подведомственными скорее МВД,  чем каким-то другим структурам, архивист – это публичная должность. Архивист должен не просто хранить и закрывать все на замок, но и уметь презентовать материал. Он должен уметь организовать экскурсии, выставки, публикации, выступать, и все это сочетается в одной сфере, в сфере архивного дела.

А если взять не вполне узнаваемую и совершенно непонятную сферу документоведения? Ужас, мы представляем документоведа как некую секретаршу, которая перекладывает бумажки и носит кофе, и этим ее функции завершаются. Между тем, современный документовед – это третий кит. Почему? Есть три кита, которые держат мир, а под ними черепаха. В любой организации есть три кита: бухгалтер, кадровик и документовед, потому что любая организация работает не только с письмами, но и с электронными документами. Сейчас огромный электронный документопоток, огромные обязательства перед органами власти, органами местного самоуправления, другими организациями, в плане передачи скорости, в плане исполнения входящих документов. Огромные деньги, ресурсы, технологии, кадры вкладываются в эти электронные потоки документов. Это сложнейший бизнес и, безусловно, человек, который призван приходить в организацию и оптимизировать этот документопоток, прежде всего, нужен руководителю  этой организации. Когда он приходит, он прежде сокращает документопоток и сокращает время исполнения решений, то есть, он экономит миллионы денег той же организации. Он позволит руководителю быстрее и проще довести до своих подчиненных тот или иной приказ, проконтролировать его исполнение и сократить расходный материал, бумагу, картриджи.

И мы в РГГУ даем этот вот фундамент, мы закладываем основу, поэтому наши студенты и выпускники имеют широкую возможность выбора мест последующего трудоустройства».

М.О. Соболева подошла к гуманитарному знанию с точки зрения психологии. «Когда студент поступают на психологию, им кажется, что главная их задача – просто разговаривать с людьми, и все будет хорошо. Но в их подготовку включен большой блок, связанный с анатомией, физиологией, психофизиологией, нейропсихологией, работа с полиграфом. Место психологии в современном мире очень значимое, во многих организациях, если не сказать во всех, есть свой психолог, который называется по-разному. Иногда это специалист по кадрам, иногда – "тренер". У меня есть глубокая убежденность, что если у вас есть ясно поставленная цель и вы являетесь профессионалом в своей области, то вы будете востребованы и не важно, гуманитарное это направление или умение решать задачки. Если вы профессионал, то вы будете востребованы, и не важно, кто вы: историк, психолог, лингвист, философ или филолог. Вы найдете себе применение. Мне кажется, что очень важно понимать и стремиться овладеть всеми тонкостями того направления, которое вы для себя выберете.

DSC_1238.JPG

Опять же, что делают психологи-практики? Они, действительно, занимаются общением с людьми. Но это сильно отличается от милых разговоров за чаем. Психологи – люди, которые умеют общаться профессионально. Мы осваиваем специальные методы бесед, методы постановки вопросов, методы обратной связи, думаем, что и как можно говорить людям. Психолог без профессиональной этики – не профессионал. Мы учим своих студентов тому, как нужно подходить к людям, в какой форме можно произносить те или иные вещи. И это очень важная задача. Невозможно научиться психологии, если вы не умеете контактировать с людьми. Поэтому у нас предусмотрено большое количество практики, когда мы возим своих студентов, показываем реальных людей, потенциальных клиентов, к которым надо уметь найти подход.

Кроме того, есть такая важная и очень сложная область – научная психология. Здесь есть эксперимент, и он часто похож на естественнонаучный. Это и методы, связанные с опросом, с тестированием людей. Зачастую руководители компаний обращаются к психологам, когда хотят выполнить какой-нибудь заказ, оценить мотивацию персонала, определить пути  дальнейшего развития. Здесь у нас уже есть специальная методика психодиагностики, которую мы должны уметь не только провести, но что важнее всего, обработать и интерпретировать таким образом, который понятен нашему заказчику. Поэтому к каждому человеку применяется индивидуальный подход. Профессия психолога очень востребованная, мы должны уметь наладить контакт с человеком и оказать ему помощь в непростой, кризисной ситуации».

Н.И. Архипова сделала несколько обобщений из предыдущих выступлений коллег. «Столь серьезная классификация и деление наук на естественнонаучные, социально-экономические и гуманитарные имеет место быть, но у этого деления есть некая особенность, - отметила Надежда Ивановна. - Все это – науки о человеке. Когда мы говорим об истории, мы учимся понимать, почему происходят   те или иные события, почему возникают войны, почему один общественный строй сменяется другим, какую роль сыграли Нерон, Александр Македонский или Екатерина II. Гуманитаристика позволяет нам учиться понимать жизнь, учиться давать оценку явлениям окружающего мира. Наверное, гуманитарные науки дают человеку возможность делать это как нельзя лучше.

DSC_1247.JPG

Хочу вам сказать как специалист в области менеджмента, в области управления персоналом, что многие современные ученые определяют управление как коммуникации. Этим коммуникациям учат наши гуманитарные науки, хотя  я, к слову, склоняюсь к тому, что социально-экономические науки, а это и экономика, и менеджемент, и социология гораздо ближе стоят к гуманитаристике, чем к чему-либо другому. Вы понимаете, что такое управление людьми, что это за наука? Она настолько близка к человеку, что другой такой науки просто нет.

Факультет управления был открыт в РГГУ в 1991 году, он появился у нас даже раньше, чем в МГУ. Помню, после стажировки в Мичиганском университете я пришла к ректору, в тот период им был Юрий Николаевич Афанасьев, и сказала, что нам необходимо открыть факультет управления. Юрий Николаевич задумался, а потом говорит: "Я историк, но умею управлять, и знаю, что это сложная вещь". И как человек, смотрящий далеко вперед, он попросил подготовить концепцию нового факультета.

Мы прекрасно знаем, что все великие открытия делаются на стыке наук. Именно поэтому у нас есть такие спецкурсы, как гуманитарная информатика. Сейчас наиболее востребованными специальностями являются, например, нейролингвистика или когнитивная психология. Изучение разных наук дает тот самый синергетический эффект. Именно это позволяет   молодому человеку, который только вступает в жизнь, формировать базовые ценности и позволяет быть человеком по-настоящему образованным, накапливать интеллектуальный капитал. Что означает "образованный"? Что такое "интеллектуальный человек"? Я вижу здесь портреты Петра Ильича Чайковского, Максима Горького, актрисы Веры Марецкой и многих других выдающихся людей. От чего зависит образованность человека? Глядя на какое-то явление или на какой-то портрет, у каждого из нас в соответствии с имеющимся объемом знаний об этом явлении или о человеке формируется определенное суждение, а через это – мировоззрение. Никто не спорит, что математика формирует стройность ума, но, тем не менее, эта стройность ума в гуманитарных науках тоже необходима». 

DSC_0003.JPG

Круглый стол завершился оживленной дискуссией, в которой приняли участие ученики и преподаватели. Старшеклассники активно задавали вопросы, больше всего их интересовало, какими качествами должен обладать человек, желающий стать студентом РГГУ. Ребята получили уверенность в том, что гуманитарное образование сегодня напрямую связано с тем, кто будет представлять нашу страну завтра в самых разных сферах – государственном управлении, бизнесе, искусстве, науке и образовании, на международной арене.

DSC_0007.JPG

DSC_0028.JPG

DSC_0031.JPG

DSC_1106.JPG

DSC_1269.JPG

DSC_1173.JPG

DSC_1186.JPG

DSC_1227.JPG

DSC_1208.JPG

DSC_1231.JPG


Научно-практический семинар ИАИ РГГУ «Стандартизация управления документацией»

18 апреля 2017 г. в рамках Гуманитарных чтений РГГУ прошел научно-практический семинар, посвященный вопросам стандартизации управления документацией. В нем приняли участие заместитель директора ВНИИДАД Н.Г. Суровцева, председатель Совета по профессиональным квалификациям административных и вспомогательных офисных работников Л.П. Хлюснева, представитель ООО «Термика» А.Ю. Смирягин, представители вузов, специалисты по документационному обеспечению управления и смежных сфер деятельности, представители коммерческих структур, использующие стандарты по управлению документацией в своей работе, эксперты, участвующие в разработке профильно-ориентированных национальных и международных стандартов, и другие.

DSC00022.JPG

На семинаре были рассмотрены актуальные вопросы, связанные с развитием нормативной базы документационного обеспечения управления, осуществляемую через национальные стандарты. Особое внимание было уделено технической ошибке, произошедшей при публикации ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по научно-технической информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», разработанному взамен ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Н.Г. Суровцева обратила внимание собравшихся на то, что текст ГОСТ Р7.0.97-2016, размещенный на сайте Росстандарта, содержит ошибки в примерах по целому ряду реквизитов и не может быть применим на практике. Росстандарт изымает выпущенный тираж данного национального стандарта и в ближайшее время выпустит исправленный.

DSC00025.JPG

Участники семинара обсудили целесообразность разработки новой версии ГОСТ Р ИСО 15489- … на основе новой версии международного стандарта ИСО 15489-1-2016 «Информация и документация. Управление документами. Принципы и методы» и пришли к выводу о преждевременности такого шага. Особое внимание было уделено вопросам терминологической совместимости международных стандартов и национальной терминологической базы.

С.Т. Петров, зам. нач. отдела «Web-лаборатории РГГУ», представил доклад на тему «Управление рисками информационной безопасности в гуманитарной сфере: от ISO/IEC 27005 до Исаакия», вызвавший значительный интерес у слушателей. Был сделан вывод о том, что эта проблема является одной из ключевых на современном этапе развития информационного общества в России. Данная тема занимает важнейшее место во всех гуманитарных сферах деятельности общества и государства, включая управление документацией, нуждается в дальнейшем научном развитии и методическом обеспечении.

DSC00027.JPG

Руководитель семинара Л.Н. Варламова представила свои монографии: «Стандартизация делопроизводства в РСФСР-СССР-РФ: Учебное пособие». – М.: Спутник +, 2016. – 200 с.  и «Стандартизация управления документацией: Учебник». – М.: «Термика», 2016. – 427 с. Собравшие высоко оценили эти работы и отметили их актуальность и востребованность в учебном процессе, подчеркнув, что это единственные в стране специализированные учебные материалы, адресованные как студентам и преподавателям вузов, так и практикам.

А.Ю. Смирягин, представитель ООО «Термика», представил обучающий и в то же время проверяющий программный продукт «ОЛИМПОКС», разработанный компанией и адресованный как вузам, так и коммерческим и государственным структурам, заинтересованным в проверке знаний сотрудников и повышении их квалификации по вопросам документоведения и информационной безопасности. Модуль «Информационная безопасность» включает тестовые задания по различным практико-ориентированным аспектам документационного обеспечения управления, кадрового делопроизводства, архивного дела, стандартизации управления документацией и т.п.

DSC00039.JPG

Семинар прошел в теплой дружеской обстановке и позволил обсудить важнейшие вопросы, возникающие в сфере стандартизации управления документацией на современном этапе. 


Заседание Ученого совета РГГУ от 18 апреля 2017 года

18 апреля прошло очередное заседание Ученого совета РГГУ. В рамках заседания были заслушаны доклады, посвященные научной деятельности университета, проблематике постсоветского пространства и евразийской интеграции в научной и образовательной деятельности РГГУ, также состоялось вручение Премии имени А.Л. Шанявского за выдающийся вклад в развитие фундаментальных гуманитарных исследований в 2017 году.

зус.jpg

Проректор по научной работе О.В. Павленко в своем докладе сделала акцент на задачах, которые предстоит решить в перспективе. «Хочу обратить внимание на финансирование, - подчеркнула Ольга Вячеславовна. – Очень сложно развивать научные исследования без финансовой составляющей. В 2015 году финансирование на научную деятельность составляло лишь 71 миллион рублей, мы были в критической точке. За прошедший год университет сделал колоссальный рывок, и в 2016 году нам удалось выйти на финансирование в 130 миллионов. На 2017 год финансирование будет еще выше, и в этом большая заслуга руководства университета, ректората, структурных подразделений и всего нашего коллектива.

IMG_3973.jpg

Департамент образования г. Москвы существенно расширил финансирование наших проектов. В совокупности, это и ‘’Университетские субботы’’, и наш проект с ‘’Историческим парком’’, и работа, которую ведет группа профессора С.В. Кувшинова. Удалось привлечь и грантовые инвестиции, и собственные средства. Мы выиграли 34 гранта по линии Российского фонда фундаментальных исследований при Правительстве РФ, у нас 5 проектов по госзаданию, к тому же, следует поздравить Институт защиты информации, они тоже получили государственный контракт, и это только начало.

IMG_3587.jpg

Но есть и объективные проблемы. На графике монографий, учебников и учебных пособий профессорско-преподавательского состава показатели снижаются с 2013 года. Надеемся, что первые шаги ректората по запуску эффективного контракта позволят включить внутренние механизмы, которые бы стимулировали научную и учебно-методическую активность. График конференций отражает заниженную количественную активность, но анализ качественной активности показывает, что конференции стали более масштабными, в них все чаще принимают участие зарубежные исследователи, они имеют больший отклик, поэтому качество научных мероприятий за последние два года растет.

Также необходимо работать над вопросом защиты диссертаций и бороться за каждый диссовет.

IMG_3613.JPG

Мы провели анализ того, как РГГУ представлен в российском научном пространстве. Университет занимает 13-е место в России по количеству учтенных публикаций. Количество внешнего цитирования научных исследований резко возросло, и это важная позитивная тенденция. То же касается индекса Хирша. Здесь большая роль принадлежит нашей Научной библиотеке».

Первый проректор – проректор по учебной работе А.Б. Безбородов актуализировал три позиции, которые отличаются новизной и по которым в последующем предстоит серьезно работать. «Первое – эффективный контракт в научной сфере, - сказал Александр Борисович. – Второе – судьба научных сотрудников в ставочном и живом измерении. В этом году Управление по научной работе задалось целью изучить эффективность работы научных сотрудников и приняло решение не концентрировать их в одном-двух подразделениях. Уверен, что, например, Историко-архивному институту это очень поможет и найдет позитивный отклик в коллективе. Третье – создана определенная модель деятельности ИВГИ, выработанная при участии Ученого совета РГГУ. Надо проследить, как в течение года она будет осуществлена. Кроме того, необходимо сформировать для утверждения на Ученом совете программы помощи нашим докторантам и аспирантам».

IMG_4032.JPG

Темой доклада президента РГГУ Е.И. Пивовара стала проблематика постсоветского пространства и евразийской интеграции в научной и образовательной деятельности университета. «Главным инструментом, который занимается изучением данной проблематики, является Институт постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ, - сообщил Ефим Иосифович. - Институт был создан в 2015 году, но его структурные подразделения гораздо старше. Сегодня в РГГУ реализуются образовательные программы, посвященные постсоветской евразийской проблематике на уровне бакалавриата и магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Мы работаем над расширением этих программ. Единственное гуманитарное направление, которого пока нет в РГГУ, – это конфликтология. Будучи, по сути, социально-политической дисциплиной, она попала в блок психологических дисциплин, и в настоящее время мы с нашими психологами пытаемся представить ее макет. Надеюсь, что конфликтология окажется важным направлением, потому что запрос на это есть.

IMG_3925++.jpg

Научно-исследовательская работа Института включает статьи и монографии. Монографий по постсоветскому зарубежью не так много, но РГГУ является активным участником этого процесса. Международные научные конференции, круглые столы имеют большой резонанс. Так, в рамках Гуманитарных чтений у нас прошла блестящая конференция, посвященная проблемам безопасности на современном евразийском пространстве, – сейчас этот вопрос очень актуален.

IMG_3909.jpg

Международные  научные и образовательные программы у Института тоже эффективны. В этом сегменте нам впервые удалось создать модель двойных магистратур. Совместно с крупнейшим образовательным центром Университет Париж-8 (Франция) мы уже несколько лет выдаем двойные дипломы и сегодня выходим на новый уровень, на масштабный проект, который может получить поддержку в рамках мегапроекта ‘’Экспорт образовательных услуг в России’’.

IMG_3840.jpg

Также мы активно сотрудничаем с ведущими университетами и научно-исследовательскими центрами стран СНГ (Славянские университеты в Азербайджане, Армении, Киргизии, Молдове, Бакинский национальный университет, Белорусский государственный университет, Евразийский университет имени Л.Н. Гумилева, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Национальные академии наук Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и т.д.).

IMG_3924.JPG

Идет работа в рамках межгосударственных обществ дружбы с зарубежными странами, межгосударственных ассоциаций и объединений историков, национальных обществ историков и архивистов, таких, как Общество дружбы России с Азербайджаном, Совет российских и узбекских историков, ассоциации вузов-партнеров России с зарубежными странами и т.д.

Экспертно-аналитическая работа – это очень важный, сложный и ответственный аспект. Наш университет представлен и здесь. Мы читаем открытые лекции в РСМД и на музейных площадках, сотрудничаем с руководством архивов разных стран, принимаем участие в работе экспертно-консультативных центров при профильных органах государственной власти и организациях и оказание экспертно-аналитической поддержки в их деятельности (Экспертный совет при профильном комитете Государственной Думы и др.).

IMG_3897.jpg

Проектно-организационную работу Институт проводит с межгосударственными организациями и объединениями, органами государственной власти и фондами-партнерами. Можно привести в пример проект ‘’Школа молодого лидера’’, разработанный совместно с Департаментом по работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ, проект ‘’Правовые и исторические знания как основа правозащитной деятельности соотечественников, проживающих за рубежом’’, Форум ректоров гуманитарных университетов и гуманитарных факультетов стран СНГ, участие специалистов Института в деятельности Всероссийского общества ‘’Знание’’, Фонда ‘’История отечества’’, МФГС, Исполкома СНГ, Россотрудничества, Правфонда и многих других организаций.

Результаты не всегда достигаются быстро, но они есть. Так, 11 апреля Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ одобрил заявку на предоставление РГГУ статуса базовой организации СНГ по подготовке кадров в области истории.

IMG_3931.JPG

Следует признать, что до сих пор ресурсы, которые выделяет государство на эту работу, идут по остаточному принципу. Но другого пути нет, дело надо продолжать. И необходимо усилить координацию наших усилий внутри РГГУ. Следует более активно работать на грантовой площадке, и в кадровом плане надо быть внимательным, потому что малыми силами решать такие вопросы нельзя. Работа, проводимая по перечисленным направлениям, введется в тесном сотрудничестве с другими структурными подразделениями РГГУ и содействует укреплению авторитета университета в мире. Это актуальная тема, выигрышная для нашего имиджа».

Далее был утвержден проект решения по докладу проректора по международному сотрудничеству В.И. Заботкиной «Международная деятельность в РГГУ», представленного на заседании Ученого совета 21 марта 2017 года.

IMG_3940.jpg

В рамках заседания Ученого совета состоялось торжественное вручение Премии имени А.Л. Шанявского за выдающийся вклад в развитие фундаментальных гуманитарных исследований в 2017 году.

Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко поздравил:

  •        Басовскую Наталию Ивановну, д–ра ист. наук, проф., заведующею кафедрой всеобщей истории факультета архивного дела Историко–архивного института;

IMG_3723.jpg
  •        Молчанова Виктора Игоревича, д-ра филос. наук, проф., главного научного сотрудника Учебно-научного центра феноменологической философии философского факультета;

IMG_3744.jpg

  •        Рейнгольд Наталью Игоревну, д-ра филол. наук, проф., заведующего кафедрой теории и практики перевода Института филологии и истории;

IMG_3775.jpg

  •        Сенина Александра Сергеевича, д-ра ист. наук, проф., профессора кафедры истории государственных учреждений и общественных организаций факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

IMG_3802.jpg

Свидетельство «Заслуженный работник Российского государственного гуманитарного университета» вручено М.А. Поляковой, канд. ист. наук, доценту кафедры музеологии факультета истории искусства РГГУ.

Поставлен вопрос о присвоении почетного звания «Заслуженный работник Российского государственного гуманитарного университета» С.В. Козиной, специалисту по учебно–методической работе 1–й категории Института филологии и истории РГГУ. Также предложено представить ряд работников РГГУ к ведомственным наградам Министерства образования и науки Российской Федерации.

IMG_3641.jpg

IMG_3618.jpg

IMG_3647.JPG

IMG_3853.jpg

IMG_3863.jpg

IMG_3871.jpg

зус1.jpg



Встреча студентов Гуманитарного колледжа с Наталией Сергеевной Королевой

Заседание V Форума ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов в Гренобле

14-15 апреля 2017 года во Франции в г. Гренобле на базе Университета Гренобль-Альпы состоялся V Форум ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов России и Франции под названием «Россия-Франция: диалог и доверие в образовательном пространстве».

Первый Форум ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов России и Франции прошел в 2009 году в Париже на базе РЦНК по инициативе ректора РГГУ (2006 - 2016), члена-корреспондента РАН Е.И. Пивовара. С тех пор форум - постоянно действующая международная площадка сотрудничества и обмена мнениями под эгидой Российского союза ректоров и Конференции президентов университетов Франции, традиционно поддерживаемая Министерством образования и науки РФ и Министерством национального образования Франции, а также Россотрудничеством и непосредственно РЦНК в Париже.

грр.jpg

В Форуме приняли участие представители более сорока российских и французских университетов. В состав российской делегации под руководством заместителя министра образования и науки РФ, академика РАН Г.В. Трубникова вошли: сопредседатель российско-французского консорциума гуманитарных вузов, президент РГГУ, член-корреспондент РАН Е.И. Пивовар, ректор МГГЭУ В.Д. Байрамов, ректор Томского государственного университета, академик РАО Э.В. Галажинский, ректор Тульского государственного университета Е.Б. Карпов, ректор ГАУГН Д.В. Фомин-Нилов, первый проректор Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Д.В. Бугров, первый проректор МПГУ В.П. Дронов, первый проректор — проректор по научной работе РУДН Н.С. Кирабаев,  проректор по учебно-методической работе СПбГУ М.Ю. Лаврикова, проректор по магистратуре и аспирантуре Финансового университета при Правительстве РФ Е.А. Каменева, проректор по учебно-воспитательной работе и УМО ВГИК им. С.А.Герасимова О.К. Клейменова, декан факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, академик РАО Ю.П. Зинченко, профессор кафедры истории и филологии МГГЭУ А.В. Герасимов, заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии СПбГУ С.Н. Костромина, доцент, заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ А.С. Левченков, доцент кафедры Истории России РУДН Е.В. Линькова, заведующая кафедрой иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Института управления, экономики и финансов КФУ О.В. Полякова, доцент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук РУДН Л.М. Спыну, заместитель директора по научной деятельности ИМОИВ КФУ Р.Р. Фахрутдинов, профессор КФУ А.И. Абдуллин. Также в рамках форума был представлен доклад директора Международного института новых образовательных  технологий РГГУ С.В. Кувшинова.

Форум - Гренобль (1).jpg

В работе форума приняли участие советник по науке и технологиям Посольства России во Франции К.Э. Быков и консультант отдела науки и образования РЦНК в Париже И.Г. Меркулова.

С французской стороны в форуме приняли участие представители Конференции президентов университетов Франции и Национального Альянса по гуманитарным наукам «АТЕНА», представители руководства, административного аппарата и профессорского-преподавательского состава университетов Гренобль-Альпы, Ренн-2, Лилль-3, Лион-2 и Лион-3, Савойя-Монблан, Верхний Эльзас, Париж-8, Париж-10, Париж-Сакле и др.

Открыл пленарное заседание форума Г.В. Трубников. Он отметил, что встреча в Гренобле оказалась не случайной. Она стала результатом напряженной деятельности представителей вузовского сообщества России и Франции на всех этапах, поддерживаемых профильными ведомствами двух стран, в том числе, Министерством образования и науки Российской Федерации, которое рассматривает форум как один из важных двусторонних механизмов поиска и выработки новых эффективных моделей взаимодействия. Г.В. Трубников подчеркнул, что характер обсуждаемой проблематики говорит о междисциплинарности форума, и это соответствует запросам времени и тенденциям развития современного образования и науки.

Форум - Гренобль (3).jpg

В поступившем в адрес форума приветствии руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Л.Н. Глебовой было отмечено, что поддержка форумов ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов России и Франции стала неотъемлемой и очень важной частью работы Россотрудничества. Представительный состав участников и широкий тематический охват свидетельствуют о серьезной работе, проделанной организаторами форума, а также о понимании со стороны как российского, так и французского научно-образовательного сообщества необходимости расширения взаимодействия.

В поступившем в адрес участников форума приветственном слове от президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, академика РАН В.А. Садовничего подчеркивалось, что сегодняшняя миссия форума чрезвычайно значима, поскольку от усилий его участников во многом зависит, насколько эффективно будет развиваться российско-французское научно-образовательное сотрудничество, на каких принципах будет формироваться парадигма современного взаимодействия интеллектуальных элит наших стран, какие результаты мы получим в будущем.

С французской стороны были зачитаны приветственные сообщения от Конференции президентов университетов Франции и Национального Альянса по гуманитарным наукам АТЕНА.

В ходе пленарного заседания базовый доклад с российской стороны под названием «7 лет после первого российско-французского Форума ректоров гуманитарных вузов в Париже: предварительные итоги» представил Е.И. Пивовар. Форум стал действенным механизмом взаимодействия академических кругов двух стран, расширился состав участников и спектр охватываемых направлений подготовки и научной работы. Проведение заседаний форума отличают регулярность, паритетность вклада организаторов, поочередность принимающих стран, тесное взаимодействие с научно-образовательными ведомствами (прежде всего, Минобранауки России и Министерством национального образования Франции), Посольством России во Франции и Посольством Франции в России, Россотрудничеством и непосредственно РЦНК в Париже. Это дает возможность аккумулировать интеллектуальные ресурсы заинтересованных сторон в поисках оптимальных путей дальнейшего развития сотрудничества, устраивать в дни заседаний форума «мозговые штурмы» и добиваться положительных результатов.

Г.В. Трубников – модератор пленарного заседания с российской стороны, - выступил с инициативой о предоставлении лучшим учащимся, перспективным молодым ученым и уже известным исследователям премий и стипендий имени выдающихся французских и российских ученых и деятелей культуры, а также отметил важность наращивания усилий в развитии онлайн-образования, в облегчении визового режима для участников программ академического обмена, в расширении спектра совместных научных и образовательных проектов, летних школ, в укреплении взаимодействия гуманитарных и естественно-научных направлений, направленного на интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания.

Тематика первого дня работы форума охватывала такие стратегически важные направления двустороннего сотрудничества в научной и образовательной сфере, как роль научно-образовательного сообщества России и Франции в развитии межкультурного диалога, применение цифровых технологий в образовании, развитие совместных образовательных программ, в том числе, предусматривающих получение двух дипломов о высшем образовании, расширение спектра научных публикаций в области гуманитарных и социальных наук, совместных научно-исследовательских проектов и др.

Во второй день работы форума состоялся круглый стол «Примеры успешного российско-французского сотрудничества в области гуманитарных и общественных наук (археология, информационные науки, история, право, экономика)» с участием руководителей исследовательских проектов и программ и преподавателей.

Форум - Гренобль (7).JPG

В принятом за основу проекте итогового меморандума отмечено, что участники форума будут содействовать повышению качества приёма стажирующихся российских и французских исследователей; увеличению доли мультиязычных исследовательских и образовательных программ во французских и российских вузах, включая программы на французском и русском языках; поддержке и развитию программ академического обмена, предусматривающего длительное пребывание французских студентов в России и российских во Франции; переводов статей в научных журналах и монографий на французском и русском языках; запуску и развитию двусторонних и многосторонних междисциплинарных проектов, направленных на интеграцию гуманитарных и естественных наук; содействовать на национальных и международном уровне развитию образовательных программ для людей с ограниченным возможностями и многому другому.

Стороны согласились с необходимостью развивать проекты в рамках международных университетских объединений и поддерживать широкую кооперацию исследователей и исследовательских коллективов в рамках международных конгрессов за рубежом, способствующую созданию и развитию сетевого сотрудничества, а также, опираясь на существующий Консорциум вузов-участников форума, развивать сетевое международное взаимодействие в области онлайн-образования, содействуя, в том числе, распространению образовательных программ на русском и французском языках.

Принято решение о создании к сентябрю 2017 года интернет - сайта «Форум», на котором будет размещаться актуальная информация о российско-французском научно-образовательном сотрудничестве, стипендиальных программах и совместных научных и образовательных проектах. Координаторами данного процесса выступают Университет Гренобль - Альпы с французской стороны и РГГУ с российской стороны. 

Также решено создать совместную программу именных премий (премий имени выдающихся французских и российских ученых и деятелей культуры), в рамках которой оказывалось бы материальное поощрение результатов французских и российских научных исследований (включая молодежные проекты), публикаторских и переводческих проектов. Координаторы - Университет Гренобль - Альпы и РГГУ.

грен.jpg

Следующее очередное заседание Форума планируется провести в 2019 году в России.

«CS:GO» Counter-Strike Blog «Поезд» билеты ЖД России Продэкспо ЗАО Экспоцентр Компания Softline
2003 Copyright © www.news.peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика